Чтение и огласовки в иврите. Можно ли читать без гласных?

У тех, кто начинает изучение иврита, часто возникает вопрос: «Как можно читать без гласных?»  Многие слышали про, так называемые, «огласовки», но не очень четко представляют себе, что это такое. Попробуем разобраться.

Сначала немного истории. Вернемся в те давние времена, когда человечество перешло от иероглифического письма к клинописи.

В вавилонской клинописи для обозначения слогов, образованных одним и тем же согласным с разными гласными, использовались разные знаки. Поэтому клинописных знаков должно было быть очень много. Например, для слогов «бы», «ба», «бо», «би» потребовалось бы четыре различных знака.

Система алфавита (буквенного письма) родилась на западе семитского мира, в Финикии. Она легла в основу и греческого, и других алфавитов средиземноморья.

Тем не менее в самих древних семитских языках  окончательный  переход от слогового к алфавитному письму завершен не был.

В них использовались только знаки, обозначающие согласные звуки. Место или само наличие гласных вообще не обозначалось. Как, например, если бы в русском языке слова «слон», «слона» и «слоны» писали бы одинаково – «слн».

Такое же написание мы можем видеть и в древнейших еврейских надписях на, так называемом,  палеоеврейском алфавите (ближайшем родственнике финикийского).

Надпись на палеоиврите

Надпись на палеоиврите из Хирбет Кайафа.

Иврит занимал промежуточное место между слоговым и алфавитным письмом. Можно сказать, что в древнееврейских текстах в каждом согласном потенциально содержались все возможные варианты слогов, которые включают этот согласный, то есть все возможные примыкающие к нему гласные, включая и нулевой (так называемый «шва»)

Поэтому и в современном иврите, когда мы пишем букву, мы подразумеваем, что она может читаться как слог с разными гласными или вообще без них, как чистый согласный без гласного (например, в конце слова).

Возьмем слова с буквой  ג гимель:

גמר гамАр — «закончил» — га

גמר гЕмер – «окончание» — ге

גמורה  гъмурА – «оконченная» — гъ (очень краткий э)

חריג  харИг – «необычный» (г – в конце слова, просто согласный, без гласного)

Один и тот же согласный ג (гИмель) читается в этих словах по-разному: га, ге, гъ и просто г.

Как же все-таки понять, какие именно гласные присутствуют в слогах и как правильно прочитать и понять смысл текста?

Для этой цели существуют различные способы облегчения чтения.

Матери чтения — א, ה, ו, י

В древнем иврите постепенно стали использовать, так называемые, «матери чтения» אמהות הקריה (имаhОт  hакриЯ).  Это — согласные, обозначающие в некоторых случаях гласные звуки.

Для этой цели были использованы имевшиеся в алфавите  буквы: א ה ו י — алеф, hэй, вав, йуд.

В определенных положениях, чаще всего в конце слова,  они до сих пор служат для обозначения гласных звуков – а, э, о, у и пр.

א Алеф, главным образом, — для «а» и «э».

ה hэй  — для «а» или «э» в конце слова.

ו вав – для «о» и «у».

י йуд – для «и» и «э».

Например,

 אש Иш — «мужчина» אשה ишА- «женщина»

קר кар  — «холодный»  קראкарА — «читал»

«Матери чтения» способствуют и правильному чтению, и пониманию смысла текста.

Например, если мы видим слова типа מדריך мадрих и  מדריכה  мадриха, последняяה  hей будет читаться, как а и указывать на женский род  ( «вожатый» — «вожатая»).

ו вав, вставленный между согласными в середине слова, в большинстве случаев будет звучать как «о» или «у». То же будет и в конце слова.

לומד ломЕд  — «(он) учится»

לימוד лимУд – «учение»

תלמדוтильмедУ – «учитесь»

В начале слова ו вав пишется редко и всегда обозначает звук «в».

ויכוח викУах – «спор»

В конце слова звук «в» передаётся обычно с помощью буквы ב бет, которая в начале слова будет читаться только как  «б».

קרןב карОв – «близкий»

Сочетание יו йуд-вав в конце слова читается как «ав».

אכשיו ахшАв – «сейчас»

 

Конечные буквы

В эпоху Пророков появилась и особая форма для некоторых согласных, которая указывала на конец слова. Тексты в то время  писались слитно, без пробелов между словами. Естественно, это создавало проблемы при чтении. Эти буквы вошли и в современный еврейский алфавит.

Конечные буквы в иврите

Конечные буквы в еврейском алфавите

Вот примеры их использования в современном иврите.

דרך дЭрех – «дорога»

סוףсоф«конец»

ארץЭрец – «земля»

בן  бен – «сын»

Роль корня в понимании текстов на иврите

В понимании текстов на семитских языках, в том числе на иврите, особую роль играет корень (на иврите — שורש шОреш).

В русском языке существует множество корней с одинаковыми согласными, и различить их без гласных трудно, например: корт, карат, карта.

В семитских языках корней с одними и теми же согласными гораздо меньше, Поэтому, видя корень, мы уже понимаем о каком слове (или, по крайней мер, о каком смысловом значении) идет речь. Конечно, для этого необходимо иметь в памяти большой запас корней. Поэтому новичку читать слова поначалу непросто.

Значение  словообразовательных моделей для облегчения чтения

В иврите большое значение имеют также словообразовательные модели ( משקל мишкАль). Они указывают на структуру слова и облегчают чтение..

Например, известно, что, образованные от глаголов имена существительные с приставкой –ма чаще всего означают инструмент, а с приставкой –ми – место.

Зная эту модель, и опираясь на контекст, можно правильно понять, какой гласный подразумевается в слоге, содержащем букву מ мем : «а» или «и».

таблица

Знание грамматических форм

Правильному чтению помогает знание грамматических форм. Например, существительные и глаголы разных типов имеют определенный набор приставок и окончаний для обозначения разных грамматических категорий (времени, лица, числа и пр.).

Например, глагол прошедшего времени имеет во втором лице мужского рода окончание —а, а в женском роде – нулевое окончание. При этом написание совпадает.

כתבת может читаться как катавта ( «(ты) писал» – М) или как – катавт («(ты) писала» – Ж) в зависимости от контекста.

То есть, чтобы правильно прочитать слово, надо знать, о ком идет речь, о мужчине или женщине, и набор окончаний прошедшего времени.

Огласовки в иврите

Сейчас при обучении чтению на иврите используется система, так называемых, «огласовок» — נקודות некудот. Ее обычно применяют на начальном этапе для облегчения чтения.

Интересно, что исторически система огласовок в иврите сложилась вовсе не в качестве инструмента обучения. Она была разработана, когда в результате  рассеяния евреев по миру, иврит стал терять роль языка повседневного общения. В самой Эрец Исраэль в это время началось его вытеснение другими языками, такими как арамейский и греческий.

Возникла угроза культурного разрыва. Евреи, жившие в разных странах, постепенно утрачивали умение читать ТАНАХ (Священное писание) — главное наследие прошлого, объединявшее их в годы рассеяния.

Чтобы предотвратить дальнейшее разобщение, в 7-8 в.в. была разработана система огласовки библейских текстов, и евреи всего стали читать их одинаково (с небольшими вариациями).

Огласовки в иврите

Огласовки в иврите

Были придуманы специальные значки для гласных звуков, которые пишутся под согласными, а также знаки, показывающие варианты произношения согласных – «дагеши» ( דגש дагеш).

Дагеш

Произношение согласных с «дагешем» и без него

Первоначально система огласовок использовалась только для огласовки ТАНАХА, а затем стала применяться и в учебных целях.

Первой такой книгой был словарь, написанный в 10 веке.

Как читать текст на иврите без огласовок?

В целом, можно сказать, что письмо на иврите все-таки ориентировано на носителя языка, ощущающего его изнутри. Для него, отсутствие гласных не является серьезным препятствием.

Для иностранцев отсутствие гласных сильно осложняет чтение и изучение языка в целом. Тем не менее научиться читать на иврите вполне возможно.

Миллионы людей, прибывших в Израиль, выучили иврит. Тысячи учат его в диаспоре. Они бегло читают и понимают тексты, написанные на иврите.

Успехи в обучении чтению требуют практики, а также знания корней и моделей словообразования, дающих представление о структуре слова.