Мотивация к изучения иврита

670px-Stay-Motivated-Step-1

В психологии существует понятие «мотивация» — побуждение к действию. И при изучении иврита эта тема становится особенно актуальной. Нет мотивации — не хочется заниматься — нет результатов.

Под мотивацией понимается такая «внутренняя энергия» человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает и никак не может приступить к работе.

Иногда, садясь за очередное задание по ивриту, вы испытываете сильное нежелание  его делать. А уж если подумать, что надо еще прочитать 10 статей, проработать диалог или выполнить письменные упражнения, сразу возникает невероятное множество отговорок.

Ловим отговорки и негатив по поводу иврита

Необходимое вспомнить и «поймать» весь тот негатив, который проскакивает в это время в голове:  все мысли,  утверждения, убеждения, эмоции, чувства.

На листе бумаги нужно записать не менее 10 негативных мыслей и убеждений, которые вызывает у вас изучение иврита. Можно и больше, но не меньше десяти.

net-sil-uchit-ivrit

Например:

  • Я не понимаю это задание и вообще не люблю писать на иврите
  • Это очень непонятный текст, и я не могу запомнить новые слова.
  • Экзамен, который я хочу сдать очень трудный, и у меня это все равно не получится

Или что-нибудь более общего плана:

  • Мне никогда не выучить иврит. Он слишком сложный и не похож другие языки
  • У меня плохая память
  • Меня  в Израиле все бесят и раздражают

Можно назвать это ленью, но у каждого за ней стоит что-то свое.

После того, как  будет составлен список из десяти негативных мыслей, убеждений или утверждений, нужно взять 10 отдельных листов бумаги. На каждом листке написать всего один пункт из списка, а под ним — не менее 10 опровержений этого утверждения.

Например, вверху на листке написано: «Я не могу выучить новые слова на иврите». А под ним: «Это неправда, потому что…

1. Есть люди, которые запоминают легко 100 слов в день.

2. Есть люди, которые так же,  как и я, выучили иврит с нуля и хорошо на нем разговаривают.

3. У меня уже получалось легко выучить слова из прошлого урока.

И так до 10 пунктов. Напишете больше десяти –  еще лучше. Вскоре станет ясно, что негативное  утверждение начинает постепенно терять свою силу. И в конце концов оно вообще перестанет вас волновать.

Надо иметь в виду, что это психологическое упражнение достаточно объемное, и если его делать качественно, оно может занять не меньше часа.

А какая ваша цель при изучении иврита

Иногда бывает, что человек в принципе знает, что ему надо учить язык, но у него нет четкого представления о целях обучения. Картинка «Что может дать мне знание иврита?» для него расплывчата. Он не очень хорошо понимает, как знание иврита может повлиять на качество его жизни.

Одна из психологических техник эффективного изучения иностранного языка – это постановка целей. Нужно понять, для чего вы учите иврит.

Сначала необходимо представить, что вы уже владеете ивритом так же свободно, как  русским языком, и легко можете говорить на любые актуальные для вас темы.

Как изменилась ваша жизнь? Где вы используете иврит? С кем разговариваете? Какие у вас появились новые возможности? Как вы общаетесь с друзьями и родственниками? Что делаете в свободное время? Как проводите выходные и праздники?

Нужно рассмотреть три основные сферы жизни и написать, какие изменения в них произошли с появлением у вас отличного уровня иврита.

dlia-4ego-ivrit

  1. Отношения в семье и за ее пределами (знакомые, друзья).
  2. Профессиональная деятельность: работа, карьера,  бизнес.
  3. Развлечения и отдых.

Эта «картинка из будущего» придаст вам сил, когда нет настроения заниматься,  читать диалоги, делать упражнения. Когда что-то внутри  “пробуксовывает”, “зависает” и опускаются руки.

Очень важно всегда держать этот листок на виду. Можно вложить его в ежедневник или в материалы для занятий ивритом. Напоминание о том, как знание иврита улучшит вашу  жизнь, должно все время быть у вас перед глазами.

Можно сказать себе:  «Сейчас я чего-то делать не могу, а вот выучу иврит – и пожалуйста!»

И тогда появится заинтересованность в его изучении.

Роль эмоций в изучении иврита

Готовясь к школьным экзаменам или обучаясь в институте, колледже или университете, вы наверняка были вынуждены заниматься по очень толстым и очень скучным  учебникам.

Там часто были тексты со множеством малопонятных слов, неинтересных фактов, запутанных объяснений. Они были написаны по-русски, но это было так занудно и в таком громадном объеме, что всю эту информацию было просто нереально «переварить» и запомнить.

Проблема, что все это было совсем не интересно, никаких положительных эмоций не вызывало — сплошная тоска и рутина. Поэтому ничего и не запоминалось.

Когда учишь язык, тоже необходимо усваивать большие объемы информации. Если она серая, неинтересная и скучная, то в памяти она не задерживается. Возможно, что-то где-то и оседает, но припомнить эти слова и выражения, в нужный момент, не удается.

Многие психологические исследования показывают, что секрет качественного и долгосрочного запоминания связан с эмоциями.

Изучая иврит, желательно пробудить в себе  любознательность и детский интерес к самому процессу познания. Не «скучно, нудно, тяжело», а здорово и интересно. Рассматривайте каждое слово как новое, необычное, классное. Обучение обязательно должно быть связано с положительными эмоциями.

Во время работы с диалогами просто необходимо имитировать интонации. Повторяя интонацию, мы, можно сказать, копируем эмоцию. Слова и фразы так гораздо лучше запоминаются.

Почему ругательства и неприличные слова в новом языке гораздо проще запоминаются, чем обычные?

Дело в том, что в них есть очень сильный эмоциональный заряд.

Можно представить себе ситуацию.

Перед вами стоит человек и никак не может вас понять, не хочет вникнуть в ситуацию, плохо соображает,   Вы говорите одно, он — другое. И вы обращаетесь к нему:

!!!טמבל тЭмбель — «болван»

!!!טיפש типЕш — «дурак»

Или какая-то женщина стоит перед вами и тоже городит ерунду, «тормозит». Вас это раздражает, и вы называете ее:

!!!פוסטמה пустЭма — «бестолковая»

!!!מפגרת мефагЕрэт«тормоз» (обращение к Ж от  לפגר лефагЕр — «тормозить»)

И говорите это, мягко говоря, эмоционально.

Если все это живо представить, картинка получится очень яркая, эмоциональная, потому что отношение к персонажам, которое вкладывается в слова, придает словам окраску. А все, что ярко окрашено, оставляет заметный след, и запоминается гораздо лучше.

Когда эмоциональной подоплеки нет, слова в памяти не задерживаются, как говорится, «вылетают из головы».

В целом, можно сказать, что прочность запоминания зависит, как от эмоционального состояния самого человека, так и от эмоционального значения для него языкового материала.