В Израиле Шавуот, что в переводе с иврита означает недели, является одним из самых важных праздников. Он отмечается в честь дарования Торы еврейскому народу после того, как он освободился из египетского рабства, и является единственным праздником, у которого не имеется точной даты в священных писаниях. Его отмечают на шестой день сивана (месяца, который в Торе назван просто третьим), на 50-ый день от Песаха. В это время нельзя выполнять никакие виды работ — можно только варить еду и переносить огонь.
Шавуот: что это за праздник
По поверью после того, как евреи совершили Исход из Египта, они остановились на горе Синай. Там голос Господа [элоhИм] поведал им о том, что он является творцом всего сущего, и рассказал о своих целях. Люди оказались под огромным впечатлением от произошедшего и попросили Моисея [Моше], чтобы он передавал и толковал им Тору — свод религиозных законов, которые должен соблюдать каждый верующий еврей.
Он согласился и получил от Всевышнего скрижали с 10 заповедями, совпадающие по смыслу с христианскими. Господь дал ему также религиозно-нравственные предписания — Устную Тору. Часть из них Моисей записал на свиток. Так появилась Письменная Тора. А что же произошло с оставшимися устными заповедями? Они были перенесены на бумагу спустя 1500 лет после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы — это Талмуд, свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
Традиции еврейского праздника Шавуот
Евреи также называют этот праздник Бикурим, что переводится как первые плоды. Дело в том, что раньше перед Шавуот в Израиле собирали урожай овощей, фруктов и злаковых. Чтобы поблагодарить Господа, иудеи приносили в синагогу плоды. Именно поэтому важно подавать на стол виноград, гранат, оливки и т.п. и украшать жилища цветами, листьями и другими растениями, а священные свитки — розами.
Утром в еврейский праздник Шавуот проводится очищение тела. Для этого верующие погружаются в микву — резервуар, созданный специально для проведения этого очень важного для них ритуала.
Шавуот начинается вечером. Мужья дарят своим женам украшения либо красивые наряды. В синагогах евреи читают специальную для этого молитву Маарив. Когда богослужения заканчиваются, люди идут домой и накрывают на стол.
В первую ночь праздника нельзя спать — нужно изучать заповеди и читать Письменную и Устную Тору, а также Зогар, литературный памятник еврейского народа на арамейском языке, мистико-аллегорический комментарий к Пятикнижию Моисея. Этот процесс иудеи называют Тикун, что означает исправление мира.
На праздник в синагогах верующие стоя внимают Десять заповедей и снова переживают те эмоции, которые испытывал еврейский народ у подножия горы Синай, когда происходило в Шавуот дарование Торы. Таким образом иудеи поддерживают Завет со Всевышним. В это время важно присутствовать и участвовать в происходящем, проникаться им, а не раздумывать о смысле заповедей или тем более чем-то другом. Поэтому все верующие, в том числе и младенцы, должны находиться в синагоге и внимать то, что слушали евреи от Господа более 3000 лет назад.
Также люди на праздник внимают в синагогах свиток «Книга Рут», в которой отражен смысл Шавуот: в нем рассказывается о сборе урожая и о том, как моавитянка Рут из родственного евреям семитского племени приняла законы, описывающиеся в Торе, и положила начало царской династии. Ее правнуком стал царь Давид. В иудаизме считается, что Рут была самым сердобольным и добрым человеком со времен Авраама. Евреи нуждались именно в таком человеке, чтобы одержать победу над духовной болезнью, которая поразила целое поколение.
В Шавуот принято обучать детей алфавиту. Для этого взрослые готовят для них печенье, которые по своей форме походят на буквы иврита, наливают на него мед и предлагают малышам съесть их, предварительно прочитав. Такой способ очень увлекательный и эффективный.
В некоторых израильских общинах в этот праздник есть традиция обливать друг друга водой. Люди верят, что таким образом получают защиту от бед и несчастий. Также они облачаются в наряды белого цвета, символизирующие чистоту тела и души.
Толпы верующих, в том числе и паломники, отправляются к иерусалимской Стене плача [hакОтэль hамааравИ] и молятся там с миньяном — первой общиной из не менее чем десяти взрослых евреев-мужчин старше тринадцати лет и одного дня, которые собираются для общественного богослужения. Многие из них посещают могилу царя Давида и зажигают в своих общинах 150 свечей, потому что Шавуот – это также его день рождения и годовщина смерти.
Трапеза в еврейский праздник Шавуот
Царь Соломон, согласно Священному Писанию, говорил о том, что Тора походит на молоко и мед под языком. В нем же сказано, что Всевышний — это жених [хатАн], который вызволил Израиль, словно невесту [калА], из рабских оков.
Молочные продукты обязательно присутствуют на празднике Шавуот и на столе занимают почетное место. Господь дал людям Тору, в которой находились правила кашрута — диетические законы, касающиеся продуктов, которые иудеям можно употреблять, и того, как их нужно правильно готовить. Еда, которую можно есть, является кошерной. Там же указано, как правильно забивать домашний скот гуманным способом.
Тогда, более 3000 лет назад, у евреев не было времени на то, чтобы обучиться этому быстро, поэтому, находясь в скитаниях, они употребляли только молочные продукты. На сегодняшний же день в Шавуот на столах в израильских домах можно увидеть не только их, но и сыры, орехи, вино, мед. Кошерное мясо тоже присутствует там, только есть его нужно отдельно от других блюд. По законам кашрута запрещено смешивать его с молочными продуктами. Для этого между трапезами делается перерыв [hафсакА], во время которого проводится целая церемония:
- После принятия молочных блюд произносится благодарственная молитва Биркат hаМазон.
- После этого делается пауза продолжительностью один час.
- Далее хозяйки накрывают новый стол, меняя даже скатерть.
- Подаются блюда из мяса и начинается трапеза.
Отдельно стоит сказать о пирогах, которые являются неотъемлемым лакомством в праздник Шавуот. Их готовят особым образом, добавляя в них молочные продукты и мед. Как видно, все блюда в этот день делаются таким образом, чтобы почтить древние традиции.
Праздничные запреты
В праздник нельзя работать, зажигать огонь, использовать транспортные средства и денежные средства, совершать покупки, делать продажи и включать свет. Блюда для трапезы можно готовить только в Шавуот, при этом надо использовать только тот огонь, который был зажжен накануне праздника. Как правило, для этого иудеи предварительно включают горелку (так же, как и электрический свет) и оставляют ее на время праздника.
Теперь вы знаете, что это за праздник Шавуот и как его отмечают в Израиле. А теперь предлагаем вашему вниманию песню, которую исполняют в этот день:
Наши корзины на наших плечах | салЭйну аль ктифЭну | סלינו על כתפינו, |
Венки на наших головах | рошЭйну атурИм | ראשינו עטורים, |
С разных концов страны мы пришли | ми-кцОт а-арэц бану | מקצות הארץ באנו, |
принесли первые плоды. | эвЭну бикурИм | הבאנו ביכורים. |
Из Иудеи | ми-й-уда | מיהודה |
Из Иудеи и Шомрона | ми-е-уда у-ми-шомрОн | מיהודה ומשומרון |
Из Долины | мин-а-Эмэк | מן העמק |
Из Долины и Галилеи | мин-а-Эмэк ве-а-галИль | מן העמק והגליל |
Освободите нам дорогу | пану дЭрэх лАну | פנו דרך לנו, |
С нами первые плоды | бикурИм итАну | ביכורים איתנו, |
Бей-бей-бей в барабан, | ах-ах-ах ба-тоф | הך הך הך בתוף |
И играй на флейте | ве-ах бэ-халИль | והך בחליל |
Если у вас есть желание изучать иврит, мы можем вам помочь. В онлайн-школе ИВРИКА есть множество курсов как для начинающих, так и для продолжающих в изучении языка.
- Посмотреть варианты онлайн-курсов школы Иврика.
- На нашем YouTube канале, вы сможете найти множество обучающих видео и видео-поздравлений.
Комментарии