Суккот — еврейский праздник, который отмечается в месяце тишрей. Он приходится на то время, когда земледельцы собирают урожай и отдыхают до тех пор, пока не пойдут первые дожди, и продолжается неделю. Перед началом праздника верующие должны построить шалаш [сукА] под открытым небом и жить в нем. Там же они употребляют мучное, пьют, проводят трапезы с гостями и даже устраивают танцы. Таким образом иудеи чтут память об облаках [ананИм], которые во период Исхода из Египта защищали людей от палящего солнца пустыни. Это главная еврейская традиция Суккот.
Суккот: что это за праздник, его история и обычаи
Чтобы понять, что это за праздник Суккот и почему отмечается, нужно поближе познакомиться с историей еврейского народа. После того как иудеи совершили Исход из Египта, они отправились в пустыню [мидбАр], где возвели сооружения, такие, в которых, как правило, живут кочевники. Правда, это одна из версий верующих. Так, есть другое мнение. Считается, что в качестве шалашей выступали не временные постройки, а облака, которыми Всевышний окутывал евреев в течение всех сорока лет, которые они бродили по пустыне.
Есть третья точка зрения, которая соединяет эти два мнения. Некоторые верующие считают, что после Исхода иудеи на самом деле жили в шалашах, а затем Господь окутал их облаками славы.
В любом случае заповедь напоминает о подвиге еврейских людей, том нелегком времени, препятствиях, которые они выдержали, и доверии ко Всевышнему, который привел их на родные просторы и обеспечил им жизнь, полную изобилий и радости.
Читайте также: Праздник выхода евреев из Египта
А вот современные исследователи уверены, что еврейская традиция возводить постройки в Суккот и жить в них связана не с духовным, а сельскохозяйственным происхождением праздника. Раньше в это время заканчивались земледельческие работы, и после сбора урожая люди сооружали на своих полях жилища.
Как бы то ни было, построение шалаша — основная заповедь еврейского праздника Суккот. Обычно он состоит из трех-четырех стен и крыши, сооруженной из веток. Через нее должны быть видны звезды и проникать дождь. Из-за этого ее не делают плотной. Если верующий не может жить в нем по какой-то причине (возможно, из-за проживания не в жаркой стране), в ней, как минимум, нужно есть два раза в день.
В канун еврейского праздника Суккот организовываются базары [швакИм], где каждый желающий может купить необходимое для постройки шалаша. Начинается он перед заходом солнца. В Суккот поздравление звучит как “Хаг суккОт самЭах”, что переводится как “Счастливого праздника”. При встрече люди обязательно говорят эту фразу друг другу.
Хозяйки зажигают свечи [мадликОт нэрОт], вечером в местах богослужения начинается служба. Когда верующие приходят в шалаши, они совершают кидуш — освящают день над бокалом вина.
Суккот: какого числа отмечают и почему
Какого числа Суккот отмечают? Делается это в середине того месяца, который приходится на начало года еврейского календаря (примерно в сентябре-октябре). А если Суккот в Израиле должен напоминать о побеге иудеев из Египта, который произошел в месяце нисан, почему его отмечают в тишрей?
В таком случае это событие не выглядело бы особенным, коим является на самом деле. Нисан — весенний месяц, когда многие люди просто так проживают во временных постройках. Если бы еврейский праздник Суккот отмечали в этот период, не было бы ясно, что это делается для того, чтобы увековечить какое-то значимое событие.
А вот тишрей выпадает на осеннюю пору, когда люди оставляют летние постройки и приходят в дома. В Суккот в Израиле поступают как раз-таки наоборот: они поселяются в шалашах, то есть совершают действия с особым смыслом. Так материальное подчиняется духовному.
Еврейский праздник Суккот: главные традиции
Еврейский праздник Суккот отмечают в период хорошего урожая. В это время земледельцы [хаклаИм] подводят итоги своим достижениям, и их сердца наполняются радостью за успехи. Верующие считают, что она может перерасти в гордость, и это породит мысль, будто изобилие дано не Всевышним, а силой человеческой.
Чтобы земледелец, который с радостью рассматривает все нажитое, не думал, что материальные блага являются самоцелью, в Суккот он должен уйти из своего дома, надежной крепости, в которой есть все удобства, в шалаш — временное жилище, покрытое ветвями и листьями и находящееся под открытым небом, которое не защищено от ветров, дождей и солнца. Тора напоминает, что жизнь в этом бренном мире — то же самое, что и жизнь в нем. Сегодня листья могут быть зелеными, а завтра — увядшими.
Праздник напоминает, что существует только одна ценность, которая заключается в соблюдении заповедей Господа и духовном обогащении. И одной из самых важных является нетилат-лулав, четыре вида растений, о которых говорится в Устной Торе:
- Этрог, представляющий собой крупный цитрусовый плод. Символизирует благочестивых иудеев, которые соблюдают все правила.
- Побег финиковой пальмы, еще не раскрывшийся. Это растение символизирует евреев, которые знают Тору, но не соблюдают всех правил.
- Три веточки мирты, которая отражает тот тип иудеев, которые совершают добрые дела.
- Арава — плакучая ива с ветками красноватого оттенка и длинными листьями. Таким образом описываются еврейские люди, которые не соблюдают заповеди и не совершают хорошие поступки.
Смотрите: Каталог курсов по ивриту онлайн-школы Иврика
Эти соединенные вместе растения — символ единства еврейского народа. Для благословения их нужно брать в руки и делать взмахи по направлению всех сторон света, вверх и вниз. В праздник во время утренних молитв с ними обходят синагогу [бейт кнЭсэт], а в последний день Суккот это делают семь раз, ровно столько, сколько дней он длится.
Комментарии