• 2022-09-23
  • Комментарии 0

Священный для евреев седьмой день недели шаббат принято не только встречать, но и провожать особым образом. Праздник завершается в субботу после заката ритуалом «авдала». С иврита слово ‏אבדלה‎‏‎ [hавдалА] переводится как «разделение». Проведенный с исходом дня обряд символизирует отделение шаббата от будних дней и снятие запретов на работу.

Что такое авдала

Совершение авдалы, или хавдалы, – одна из древнейших еврейских традиций, предписанная заповедью Торы. По иудейским религиозным законам евреи должны с благословением не только встречать, но и провожать шаббат. В Торе написано: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Произнесение авдалы, как и киддуша, означает соблюдение этого предписания.

Авдала проводит четкую границу между субботой и первым будним днем – воскресеньем. Церемония предшествует вечерней трапезе, поэтому после захода солнца и до окончания шаббата евреи ничего не едят и не пьют. Ритуал длится не более 10 минут и состоит из четырех действий:

  • зажечь огни;
  • понюхать благовония;
  • прочитать славословия над бокалом вина, благовониями и свечой;
  • выпить вино.

Молитва содержит упоминание об отделении Всевышним святого от будничного и завершается пожеланием хорошей недели.

Огонь в авдале символизирует созидание, к которому переходят иудеи после отдыха. Свет должен быть ярким, поэтому зажигают переплетенную свечу с несколькими фитилями, минимум двумя. Разрешается использовать две свечи, находящиеся вплотную друг к другу, чтобы их огонь был общим.

Читают благословение только над кошерным вином, его наливают обязательно через край. Соответствие кашруту определяется соблюдением трех требований:

  1. Напиток производят только евреи, соблюдающие шаббат, либо под их строгим контролем.
  2. Виноград для него собирают не ранее чем через четыре года после посадки лозы. При этом каждый седьмой год винограднику дают отдохнуть.
  3. Запрещены добавки животного происхождения, контакт с зерном, тестом и выпечкой.

Вино на церемонии иногда заменяют чистым виноградным соком: в произносимом над бокалом тексте говорится о благословенном Господе, творящем «плод виноградной лозы». Если же нет ни того, ни другого, ритуал проводят над хемар медина – напитком, характерным для праздничного дня в конкретной местности, но не водой.

Авдалу совершают и ашкеназы, и сефарды. Разницы в их церемониях почти нет, единственное отличие заключается лишь в видах растений, используемых в качестве благовоний. В ашкеназской традиции евреи Центральной Европы ставят на стол шкатулки с привезенными из других стран гвоздикой, ванилью, корицей или мускатным орехом. Сефарды же на закате солнца собирают для ритуала свежие веточки благоухающего розмарина.

Время авдалы

По еврейской традиции, день заканчивается не в полночь, а с заходом солнца. Субботу провожают, когда на улице темнеет и на небе становятся видны первые три звезды. Это время называют моцаей шаббат. В больших городах, где из-за обилия искусственного света трудно разглядеть звезды, евреи сверяются со специальным календарем.

Этот момент обычно совпадает с возвращением иудеев с вечерней молитвы в синагоге, где раввин во время богослужения читает измененный текст Шмоне Эсре. Он предшествует авдале и посвящен субботнему празднику.

Иногда попрощаться с шаббатом должным образом в субботу не получается, например, если в доме не оказалось подходящего для церемонии напитка. Тогда евреям разрешается совершить авдалу в воскресенье или в понедельник в любое время суток либо во вторник до заката.

Как отделяют субботу от будней

С исходом субботы в еврейских семьях на стол, покрытый белой скатертью, ставят бутылку вина, бокал на блюдце, коробочку с благовониями и переплетенную свечу. Женщина или девушка зажигает огонь. Важно, чтобы он не потух от дуновения ветра из открытого окна или неловкого движения руки.

В стоящий на столе бокал или кубок глава семьи наливает вино, виноградный сок либо другой напиток – он обязательно переливается через край посуды, что по еврейской традиции символизирует изобилие. Наполненный до краев сосуд мужчина берет в обе руки, затем перекладывает в правую ладонь и читает первое благословение (бераху):

«Вот Бог моего спасения. Буду спокоен и не устрашусь, ибо моя сила и моя песнь – Предвечный Господь, Который был мне спасением. Черпайте воду, ликуя, из источников спасения. Спасение – от Господа; на народе – Твоё благословение. Господь воинств – с нами; наша крепость – Бог Яакова. Господь воинств, – счастлив человек, полагающийся на Тебя. Господь, спаси! Да ответит нам Царь, когда мы взываем к Нему! У иудеев были свет, веселье, ликование и почет. Да будет так и с нами! Вознесу чашу спасений и призову Имя Господа!»

Затем произносящий молитву произносит еще три берахи:

  1. Над бокалом вина: «Внемлите, господа мои! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!»
  2. Над взятой в руку коробочкой с благовониями: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!»
  3. Над свечой: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший свет огней!»

Пятая бераха разделяет шаббат и будние дни: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от будничного».

Во время чтения берахи над благовониями шкатулку с ними передают по очереди всем членам семьи, чтобы они вдохнули запах трав и пряностей. Считается, что на седьмой день Господь дарует каждому еврею дополнительную душу, но с окончанием субботы забирает ее обратно. Умиротворяющий аромат помогает иудеям смягчить печаль от ее ухода.

К горящей свече во время славословия протягивают руки и рассматривают рисунок на своих ладонях и ногти. С последним словом читавший молитву присаживается за стол, выпивает вино, а его остатками гасит свечу. В напитке, пролившемся на блюдце, принято омывать пальцы. После этого домочадцы приступают к ужину, а все запреты шаббата снимаются.

Кто обязан делать авдалу

Тора возлагает обязанность совершать авдалу на всех мужчин и мальчиков старше 13 лет. Традиционно семьи провожают шаббат вместе, и молитву читает глава семьи. Женщина и дети внимательно слушают, как супруг и отец произносит благословения на родном языке или иврите. Если еврей не женат и живет отдельно от родителей, после совершения церемонии для себя он может сделать ее для других.

Женщины должны делать авдалу, только когда дома нет других мужчин, которые могли бы провести ритуал. И в ашкеназской, и в сефардской традициях церемония проводится полностью, включая чтение берахи на свечу и употребление напитка. В этой ситуации вино можно заменить виноградным соком, который несложно выпить залпом.

Важно! Еврейка не может совершать авдалу для мужчины.

Авдалу делают после окончания шаббата: она отделяет субботу от шести будних дней, когда иудеи трудятся. Еврейская традиция совершения церемонии уходит корнями в глубокое прошлое и закреплена заповедью Торы. Как и киддуш, проводы шаббата совершаются с чтением благословений на бокал вина, которое выпивает произносящий молитву. Свет огней переплетенной свечи означает созидание, к которому приступают иудеи с окончанием субботы, а аромат благовоний облегчает расставание с «субботней душой».

Интересные курсы от Школы Иврика 💜

Ничего не выбрано

Комментарии

Похожие записи

Образование Израиля на иврите

Образование Израиля открывает широкие перспективы в профессиональной сфере. Это путь к успеху и карьере. Страна…

На какие праздники готовят шакшуку в Израиле

Шакшука – яичница по-еврейски. Это блюдо в Израиле готовят с овощами и соусом. В него…

Традиционный кугель на Пурим

Кугель – это блюдо ашкеназской кухни из лапши или вермишели, которое традиционно готовят в субботу.…