Уроки иврита для детей можно превратить в захватывающий познавательный процесс. При помощи языка дети узнают еврейский мир, его быт, культуру, обычаи и традиции. Через игру, песни, театр ребенок с легкостью запомнит грамматические нормы, освоит лексику и получит массу удовольствия от обучения.
Особенности обучения детей ивриту в зависимости от возраста
Чтобы обучение проходило успешно, необходимо понимать, что в уроках иврита есть свои особенности, учитывающие возраст ребенка:
- Дети-дошкольники до четырех лет. В этом возрасте важно знание родителями языка и использование методики сверхраннего развития. Иврит учится как родной язык.
- Дети-дошкольники с четырех до шести лет. Здесь иврит учится уже не как родной, а как дополнительный язык. Возможно и рекомендовано применение специальных обучающих программ. Используются классический, коммуникативный или индивидуальный подходы в обучении.
- Дети младшей школы с семи до девяти лет. В этот период у ребенка возрастает внимание и ответственность, растет тяга к достижениям. Возможно увеличение длительности уроков, важно внесение дополнительных методик обучения помимо использованных ранее игровых и развлекательных методов.
- Дети 9–13 лет. Здесь уже сама последовательность тем становится шире. Необходимо захватывать лексику, которая касается школьных предметов. У ребенка появляются другие интересы, скорость подачи информации может быть более высокой соразмерно тому, как растет способность ученика ее обрабатывать.
- Подростки 13–16 лет. Им важно, чтобы контент был современным, актуальным, интересным, захватывающим, потому что это способствует успешному усвоению информации.
Для каждого возраста формируются свои программы в соответствии с когнитивными особенностями и интересами обучающегося.
Как адаптировать ребенка к новому языку
Все дети – прирожденные лингвисты. Их мозг, как губка, впитывает сложные и непонятные для большинства взрослых грамматические правила, синтаксические конструкции, типы спряжения и склонения. Поэтому они гораздо быстрее адаптируются к новой языковой реальности, чем взрослые.
Важный момент: ребенок впитывает и атмосферу вокруг себя. Например, если семья эмигрировала, но родители недовольны новой страной, им там не нравится, всё раздражает, то ребенок будет это считывать и станет сопротивляться изучению языка. Малыш будет отторгать обучение, не сможет учиться эффективно и легко, ему будет трудно. Но если родители, наоборот, позитивны, сами постоянно учатся, занимаются вместе с ребенком, в такой атмосфере он легче воспринимает новый язык, ему интереснее заниматься, а знания усваиваются надолго.
Существует мнение, что дети, помещенные в языковую среду, могут самостоятельно выучить язык без помощи взрослых и каких-либо вспомогательных материалов, языковых программ. Но на деле это не так. Дети, которых кидают в языковую среду без подготовки, испытывают колоссальный стресс, и в таком состоянии изучения языка затормаживается в силу возникших сложностей с его пониманием. В школе накапливается отставание по ряду предметов, ребенок становится замкнутым, неразговорчивым, наслаиваются психологические проблемы. Родителям-экспатам важно держать руку на пульсе и контролировать, наблюдать, что происходит с их ребенком после переезда.
Итак, чтобы привыкание ребенка не затянулось надолго и не вызвало психологических проблем, родителям следует создать максимально комфортную языковую среду. Для этого есть несколько простых, но очень эффективных методов:
- Рядом с ребенком по возможности постоянно должен находиться человек, владеющим ивритом. Идеальный вариант, когда папа или мама свободно разговаривают на иврите. Если нет, то можно чаще приглашать в гости родственников, друга семьи или нанять няню.
- Стоит развесить картинки с надписями на иврите по всему дому. Дети в возрасте до семи лет мыслят образами, это так называемое правополушарное мышление. Через образы идет активное усвоение языковых норм. Иврит для детей в начале изучения – своеобразная игра в яркие разнообразные картинки. Язык учится целыми блоками и быстрыми темпами. К сожалению, с возрастом правополушарное мышление уступает логическому, способность к быстрому обучению языка утрачивается.
- Посещение общественных мест. Ребенок вместе с родителями как можно чаще должен посещать места, где звучит естественный разговорный иврит. Это может быть ресторан, кафе, детская площадка в парке, центр развлечений, аквапарк. Важно, чтобы ребенок находился в естественной языковой среде в состоянии расслабленности, непринужденности и заинтересованности. Именно тогда мозг начинает работать на полную мощь и усваивает новый язык максимально эффективно.
- Языковой детский сад. Детский коллектив – лучший помощник в изучении иностранного языка. Адаптация и усвоение языка идет легко и быстрыми темпами.
Что нужно знать детям дошкольного возраста
Уроки иврита для детей разрабатываются с учетом когнитивных, психических, эмоциональных особенностей. Например, программа для дошкольников от четырех до семи лет включает в себя примерно 200 обучающих часов.
В нее входит:
- знакомство с языком;
- навык использования простейших слов, словосочетаний;
- навык конструирования простых предложений;
- навык элементарного общения;
- воспитание чувства любви, уважения к языку, культуре, традициям страны, желания изучать язык дальше.
Занятия обычно проводятся два раза в неделю, обучение длится примерно два года. Поскольку основной вид деятельности дошкольников – игра, то все занятия строятся именно в игровой форме. Необходимый атрибут для языковых занятий с детьми – иллюстративный материал, то есть картинки, плакаты, макеты, предметная мебель, игрушки и пр.
Трудно представить обучение дошкольников без использования стишков, скороговорок, считалочек и песенок. Особый ритм, характерный для всех детских стихотворных произведений, способствует лучшему запоминанию материала.
Значительное количество часов отводится изучению культуры, традиций Израиля. Осуществляется это через творческую деятельность – рисование, лепка, конструирование. Например, учитель дает задание нарисовать израильский флаг, ханукию, объясняет, что такое праздник Суккот и в чем его значение для всего еврейского народа. Затем дети выполняют коллективную работу – делают объемную сукку из коробок, картона и пластилина.
Что нужно усвоить младшим школьникам
Курсы иврита для детей младшего школьного возраста предусматривают формирование навыков аудирования, говорения, чтения, письменной речи.
Учащиеся должны уметь воспринимать и понимать устную речь, а именно:
- различать в речевом потоке слова, словосочетания, предложения;
- понимать коротенькие тексты – 5–6 предложений;
- понимать небольшие аутентичные тексты – сказки, рассказы, стихотворения, песни.
Устная речь подразумевает формирование следующих умений:
- строить диалоги по образцу – 3–5 реплик;
- составлять простые небольшие тексты о себе, о прочитанном тексте, на заданную тематику;
- владеть навыками элементарного общения (формулы приветствия и прощания, вопросы, этикетные формы общения и пр.) – 4–6 фраз.
В чем выражается навык чтения:
- знание букв алфавита;
- чтение вслух плавно, выразительно, в размеренном темпе;
- умение распознавать лексические единицы, изученные грамматические формы.
Освоение письменной речи на данном этапе изучения языка заключается в таких навыках:
- писать элементы букв, графические образы букв;
- писать слова, короткие предложения с изученными буквами;
- писать небольшие поздравления, делать выписки из текста.
Детские стихи и книги на иврите
Изучение иностранного языка начинается с алфавита. Алфавит на иврите для детей – первое издание, которое нужно приобрести заботливым родителям. Яркие алфавиты со стихами и рисунками, алфавиты-загадки, алфавиты-раскраски должны стать частью увлекательной игры, вызывающей только приятные ассоциации при изучении иностранного языка.
Кроме алфавита, родителям стоит позаботиться о приобретении других книг на иврите. Для лучшего усвоения языка нужны аутентичные тексты, а не переводные. За основу можно взять (названия указаны на русском):
- «Ингл-Цингл-Хват»: поэма для детей (на русском языке и иврите) Мани-Лейб;
- «Рассказы для детей» (версия на иврите) Шолом-Алейхем;
- «Когда умерли автобусы» Этгар Керет;
- «Дедушкин дождь и другие удивительные истории» Меир Шалев, другие произведения для детей М. Шалева;
- «Еврейские праздники» Рут Козодой и др.
Для совсем маленьких существуют коротенькие забавные стишки, которые помогут запомнить новые слова и привить любовь к языку:
- פגישה עם צב – стишок про черепашку, которая всего боялась;
- קִיפּוֹד קָטָן – о маленьком неуклюжем ежике;
- קַיִץ – о долгожданном жарком лете и др.
Важно как можно больше читать малышу вслух, поясняя при этом незнакомые слова, понятия, фразеологические обороты. Книга на иврите для детей – незаменимый помощник в процессе обучения языку. У нас вы сможете ознакомиться с 16 любимыми книгами для детей в возрасте от года до пяти.
Обучение ивриту с нуля в школе «Иврика»
В школе «Иврика» родители и близкие малышей могут изучать иврит с нуля онлайн. А для взрослых учеников от 18 лет здесь созданы все условия – проработанная до мелочей программа и методика обучения, индивидуальный подход, разнообразие учебного материала, талантливые опытные педагоги.
Детям иврит не кажется таким сложным, запутанным и непонятным, как взрослым. Благодаря созданию комфортной языковой среды и особенностям детского восприятия, памяти и мышления трудный процесс обучения легко превращается в увлекательную игру. Особенно приятно и интересно малышам и школьникам изучать иврит в близком кругу, например, с мамой или папой.
Комментарии