Ашкенази, или ашкеназы, – один из двух основных субэтносов еврейского народа, оформившийся в Центральной Европе. Противопоставляют ему сефрадов – субэтническую группу, возникшую на Пиренейском полуострове и распространившуюся по Северной Африке. Чем же отличаются ашкенази и как именно сформировался этот субэтнос?
Кто такие ашкенази
Ашкеназы – самая большая группа среди всех ныне живущих евреев: они составляют почти 80 % и проживают в большинстве стран мира. Их общая численность, по разным оценкам, от 8 до 11,2 млн человек. Субэтнос формировался в Центральной Европе, на землях, где сегодня находятся Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Польша.
Происхождение названия субэтноса вызывает споры среди ученых. По наиболее популярной версии, «ашкеназ» – это семитское обозначение земель, где и сформировалась эта субэтническая группа (в первую очередь оно относилось к Германии).
Но есть и другие объяснения. Например, некоторые исследователи отмечают, что имя Аскеназ (Ашкеназ) носил один из правнуков Ноя. А другие и вовсе связывают слово «ашкеназ» с сирийским названием скифских племен.
Теории происхождения субэтноса тоже выдвигают разные. Более признанной считается рейнская теория, согласно которой первые ашкеназские общины формировались в X веке на берегах Рейна. Вторая теория – хазарская: она утверждает, что ашкеназы – потомки иудеев из Хазарского каганата, располагавшегося в современном Казахстане, Приазовье и частично – в лесостепях Восточной Европы.
Язык ашкеназов – одна из главных особенностей этой группы. Они говорят на идише: еврейском языке германской группы. Идиш представляет собой смесь немецких диалектов с заимствованиями из библейского иврита, арамейского и даже различных славянских языков. Интересно, что тюркские заимствования в нём при этом практически отсутствуют, что ставит под сомнение хазарскую теорию происхождения ашкенази.
Краткая история
В I веке н. э. Иудея была провинцией Римской империи. После того как из-за римлян евреи были вынуждены покинуть свою историческую родину, они расселились в разных частях империи, постепенно продвигаясь всё севернее. В IV веке н. э. они уже достигли земель, где находится германский город Кёльн.
Хотя ашкеназы как субэтнос на тот момент еще не выделялись, между отдельными группами евреев появлялось всё больше различий из-за их территориальной разобщенности. Эти различия затрагивали язык, некоторые особенности духовных практик, традиции и жизненный уклад.
В VII веке евреев изгнали из Галлии (современная Франция) и они начали активно расселяться в рейнских землях. С этого момента и начал выделяться ашкеназский субэтнос. Его праотцом называют некого Ицхака из города Ахен. Ему удалось удачно провести одну дипломатическую миссию, за что он и его народ получили поддержку короля. При этой поддержке евреи Германии начали процветать.
А спустя еще некоторое время евреи ашкеназы создали собственный язык, использовав в качестве основы средненемецкие диалекты и добавив чисто семитские слова. Латынь же, бывшая основным языком Римской империи, к тому моменту вышла из употребления, сохранившись лишь в некоторых сферах, вроде медицины или религии.
Гонения и изгнание
Однако в XI–XIII вв. ситуация для европейских евреев заметно осложнилась. Крестовые походы, эпидемии, безденежье: всё это привело к антисемитским настроениям в обществе, евреи стали «козлами отпущения». Гонения вынудили ашкеназов мигрировать на восток, в сторону современной Польши, где они и нашли поддержку в лице польского короля Болеслава.
Несколько столетий всё было спокойно. Численность евреев в Польше стремительно росла, они заселяли и крупные города, и небольшие «местечки». В XVI веке 80 % евреев всего мира проживало именно на этих землях.
Однако со временем участились конфликты между евреями и христианами Восточной Европы. Из-за этого многим иудеям снова пришлось искать новые прибежища. На этот раз они перебирались на юг, в Османскую империю, и в страны Европы. Особенно тяжело пришлось иудеям в период восстания Богдана Хмельницкого, когда многие из них стали жертвами погромов.
В годы Второй мировой войны огромное количество ашкеназов погибло при холокосте, когда уничтожение евреев стало целью нацистской Германии. После войны было создано Государство Израиль (Эрец Исраэль), ставшее долгожданным домом для уцелевших евреев и позволившее им вернуться на историческую родину.
Ашкеназы и сефарды
Вернемся к истории. Поскольку евреи в начале Средневековья начали всё сильнее разобщаться между собой – территориально и культурно –в еврейском народе постепенно выделились субэтносы. И второй крупнейший субэтнос получил название сефарды, или сефардские евреи.
Если ашкеназы населяли преимущественно Центральную Европу, то сефардский субэтнос ассоциируется с Пиренейским полуостровом, где сегодня находятся Испания и Португалия. В 1492 году, когда завершилась реконкиста (отвоевывание Пиренейского полуострова у арабов), евреи были изгнаны из Испании и Португалии и стали искать новое пристанище.
Большинство из них двинулись на юг, через Средиземное море, и осели в Северной Африке. Они также заселяли Палестину, Италию, Балканский полуостров, а некоторые отправились на север – в Нидерланды и Англию. Именно потомки этих пиренейских изгнанников и стали именоваться сефардами.
Ашкенази и сефарды – это самые известные еврейские субэтносы. Но выделяют и другие группы, в том числе мизрахим – евреев, проживающих в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Само слово «мизрахим» означает «восточные евреи». Однако некоторые исследователи выделяют лишь два субэтноса, относя к сефардам всех, кто не является ашкеназом.
Главные различия
Как и ашкеназы, сефарды разработали собственный язык: ладино. Он представляет собой смесь различных диалектов Пиренейского полуострова. В настоящее время ладино находится под угрозой исчезновения: лишь для 150 тыс. человек он является родным.
Не только языковые, но и культурные различия между ашкеназами и сефардами значительны. Заметим, что первые формировались в христианской Европе, тогда как вторые – преимущественно в мусульманской религиозной среде.
Находясь среди европейцев, ашкенази имели больше возможностей для образования и развития. В периоды благополучия они делали большой вклад в становление европейской культуры и науки и подарили миру многих выдающихся ученых. Среди ашкеназов было множество меценатов, также они часто занимались благотворительностью.
Интересно, что прежде ситуация была обратной. Во времена реконкисты, до изгнания евреев с Пиренейского полуострова, многие из них получали хорошее светское образование, часто были зажиточными и в целом процветали под правлением арабов. Поэтому, перебравшись в другие страны, сефарды нередко смотрели на других своих еврейских собратьев с некоторым пренебрежением.
Сегодня различия между ашкеназами и сефардами затрагивают:
- национальную кухню;
- выбор имен для детей;
- соблюдение некоторых обрядов;
- интерьеры синагог и жилищ и др.
Хотя они исповедуют одну веру и отмечают одни и те же праздники, некоторые различия в традициях всё же существуют. Кроме того, сефарды больше ориентированы на семью и традиционные ценности, а ашкеназы придерживаются более светского, европейского, подхода к жизни. Они ценят личную свободу и права человека, занимаются бизнесом и наукой.
Особенности внешности
На вопрос, как выглядят ашкеназы в современном мире, ответить непросто. Среди них встречаются разные типажи внешности. Есть ашкеназы европейской наружности: вы можете даже не догадаться, что видите перед собой еврея. Есть те, кто ближе к средиземноморскому типажу и похожи на итальянцев, греков, испанцев. Есть и те, кто внешне приближен к жителям Ближнего Востока.
Среди ашкеназов встречаются люди с темными и светлыми глазами, разными оттенками волос и кожи. Обобщенно можно сказать, что представители этого субэтноса светлее, чем, к примеру, сефарды и мизрахим, и выглядят более по-европейски. Среди них больше евреев с русыми и даже рыжими волосами, светлой кожей и голубыми или серыми глазами. Но темные волосы и глаза всё равно встречаются довольно часто.
В остальном внешность ашкеназов не имеет выраженных отличий от внешности других еврейских субэтносов, среди которых тоже много разных типажей.
Ашкеназы в современном Израиле
Численность ашкенази среди евреев разных стран различная. Так, в государстве Израиль они составляют примерно половину всех иудеев, остальные 50 % приходятся на другие субэтносы. При этом сразу после основания Эрец Исраэль ашкеназы играли первостепенную роль в развитии государства. Отчасти это объясняется их европейским происхождением. Они были более образованными и развитыми культурно по сравнению с сефардами.
В первые годы существования государства Израиль между ашкеназами и сефардами были серьезные противоречия, вызванные различиями в культуре, традиции и языке. Всем жителям нового государства предлагали в некотором роде стереть свою культурную идентичность и общинные различия, объединившись в единый израильский народ, подобно «плавильному котлу».
В настоящее время конфликт между ашкеназами и сефардами в Израиле сглажен, хотя его отголоски доносятся по-прежнему. И те и другие играют важную роль в развитии государства, участвуют в политических и религиозных делах. Увеличилось количество смешанных браков между представителями двух субэтносов: женщины-ашкеназы выходят замуж за мужчин-сефардов и наоборот. Это дополнительно способствует культурному обмену и стиранию различий.
Комментарии