Образование в Израиле занимает важное место в культурной жизни, поэтому расходы государства на него регулярно увеличиваются. Среди студентов и выпускников здесь востребована профессиональная переподготовка и приобретение высоких компетенций. Всё это в дальнейшем способствует трудоустройству израильских выпускников в крупнейшие мировые компании.
Среднее образование в Израиле: основы
Школьное образование в Израиле начинается с шестилетнего возраста. Оно трехуровневое:
- бейт сэфер йесоди – с 1-го א по 6-й ו класс;
- хативаат бейнаим – с 7-го ז по 9-й ח класс, дети обучаются с 12 до 15 лет;
- бейт сэфер тихОн – с 10-го י по 12-й ב י״ класс.
Учиться израильтяне заканчивают в восемнадцатилетнем возрасте.
Тихоном в Израиле называют полное третье образование. В государстве есть организации образования и с объединенными старшими ступенями. В них в общей сложности занимаются 12 лет: первую половину из них в начальных классах, вторую – в старших.
В Израиле общая программа обучения, утвержденная для всех, отсутствует. Обучающие методы учебные учреждения выбирают самостоятельно, но правительство их контролирует.
Иврит в стране начинают учить с начальных классов.
С 1-го по 6-й детей оставляют без домашнего задания или с минимальными его объемами в 3–6-м классах. Их стремятся научить просто запоминать информацию, которую объясняет преподаватель.
В бейт сэфер йесоди успеваемость оценивают по пятибалльной системе. Но делают это словесно: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В бейт сэфер тихон используется стобалльная шкала. Если учитель ставит 55 баллов и выше, отметка считается хорошей.
При получении среднего образования в Израиле уже в 11-м классе разрешается выбрать один из трех профилей обучения – естественно-научного, общегуманитарного или технологического характера.
В школах, подконтрольных государству, три четверти дисциплин изучаются в обязательном порядке. Дети постигают точные и общественные дисциплины, иностранный язык, иудаизм. Оставшуюся четверть выбирают на общем совете.
В бейт сэфер дати уделяют много внимания соблюдению правил, которые касаются дресс-кода и быта. Девочкам запрещено носить короткие юбки, мальчикам – шорты. Дети штудируют иудаизм, читают Танах и молитвы, накладывают тефиллин.
Закон об обязательном образовании
Этот документ 1949 г. обязывал израильских детей получать образование. В 2012–2013 годах государство обязалось безвозмездно обучать дошкольников, которые ходят в детсады.
В декабре, накануне нового финансового года, открывается запись в государственные садики и школы. Закон предусматривает, что плата за них отсутствует.
Если записать ребенка вовремя не получилось, обращаются в городской отдел образования, чтобы это сделать. Для этого нужно иметь с собой удостоверение личности и договор на аренду или покупку жилья.
Начальная школа
Школьные годы обозначают соответствующими буквами алфавита начиная с алеф. 75 % школьной программы в начальных классах подлежит обязательному изучению. В большинстве государственных учреждений образования дети усиленно учат математику, в религиозных – иудаизм.
На этой ступени образования в Израиле школьники начинают осваивать грамматику иврита, арифметику, гуманитарные и естественные науки, Танах. Дети проходят специальные программы, которые считаются дополнительными. Воспитанники занимаются спортом, посещают кружки, просматривают кинофильмы. Эти программы помогают ребенку интегрироваться в коллектив.
Каждый год дети отправляются путешествовать по Израилю, чтобы его изучить. Такие экскурсии могут продолжаться от одного до двух-трех дней. В поездке дети и учатся, и отдыхают. Это сплачивает учащихся и объединяет их в один коллектив. Часто в таких поездках родители тоже участвуют, иногда небесплатно.
В общегосударственных учебных заведениях есть аудитории, библиотеки, компьютерные центры и лаборатории. В религиозных имеется бэйт-кнесет – «дом собрания», или место для богослужений.
Столовых в них, как правило, нет. Родители обязаны сами снабжать едой маленьких школьников. Если предусмотрена продленка, родители снабжают детей упакованным обедом. Если питание организовано, доставку оплачивают родители.
Школьный день обычно продолжается 5 или 6 часов, иногда на полтора часа больше. В этом случае неосновные занятия оплачивают родители. Вторник – сокращенный день почти во всех образовательных организациях в Израиле.
Школа промежуточной ступени
Чтобы получить образование в Израиле, с начального уровня нужно подняться ступенькой выше. Разделение образования на хативат бейнаим и бейт сэфер тихон узаконили спустя год после победы в Шестидневной войне.
Классы с 7-го по 9-й [хативат бейнаим] – это переходный этап к бейт сэфер тихон. На этой ступени образования школьники готовятся к обучению по-новому. Требования, которые станут предъявлять к ним в бейт сэфер тихон, будут значительно выше. Детям на этом уровне в Израиле преподают:
- точные и гуманитарные науки;
- Тору, книги Пророков и Писания;
- английский;
- правоведение;
- химию и биологию.
Алгебру, геометрию в Израиле преподают на различных уровнях сложности, поэтому детей в классе разделяют на группы. Чтобы продолжить учиться в 8-м классе, школьник выбирает старшую школу.
В образовательных учреждениях работают консультанты, помогающие детям определиться с направлением обучения. Наклонности школьника и его успеваемость тоже учитывают. Издаются брошюры, описывающие работающие старшие школы.
Система образования в Израиле предусматривает, что родители могут выбрать школу по религиозному признаку. Существуют средние учебные заведения, связанные со старшими средними образовательными учреждениями, где школьники Израиля могут доучиться до багрута (аттестата). Перед поступлением в образовательную организацию хативаат бейнаим ребенок пишет заявление с указанием школы, в которой ему хотелось бы продолжить образование.
Преподаватели этих образовательных учреждений по очереди рассматривают его кандидатуру, учитывая оценки и рекомендации. В одних школах претендентов экзаменуют, в других берут деньги за поступление. В отделе образования города можно узнать обо всех городских средних учебных заведениях.
Школа третьей ступени – тихон
Эти образовательные учреждения в стране муниципальные. Иногда они принадлежат сетям профессионального обучения, религиозным организациям или женской организации ВИЦО. Все эти учебные заведения контролирует Мисрад а-хинух.
Учащихся средних учебных заведений регистрируют весной, как правило, в течение марта. Такую регистрацию проходят выпускники восьмых классов начальных учебных заведений или девятых классов независимых неполных средних образовательных учреждений, которые не являются частью старшей средней школы.
Школьников должны записать родители, но они и сами могут зарегистрироваться, если предоставят удостоверение личности одного из родителей и его разрешение в письменном виде.
Есть обязательные дисциплины, которые входят в программу средних образовательных учреждений, а также факультативные, которые дети изучают по желанию.
Мисрад а-хинух определяет предметы, по которым школьники должны сдавать экзамен, чтобы получить багрут.
Бесплатное образование в Израиле включает в себя и факультативные предметы, которые в каждом образовательном учреждении совместно выбирают директор, учителя, школьный родительский комитет и педагогический консультант. Пожелания учеников тоже учитываются.
Одновременно школьник может заниматься не более чем по 15 предметам. По некоторым из них ученики бейт сэфер тихон сами выбирают материалы для изучения и определяют дисциплины для углубленного изучения.
Каждый предмет можно изучать на уровнях от низшего до высшего. Каждый школьник может сдать экзамен по любой дисциплине на уровень выше минимально необходимого. Также он должен выбрать как минимум один дополнительный предмет из соответствующего списка. Среди этих дисциплин:
- арабский язык;
- автодело;
- архитектура;
- биология;
- бухгалтерский учет;
- правоведение;
- дизайн;
- литература;
- искусство;
- культура и традиции;
- менеджмент;
- музыка;
- устная Тора;
- электроника.
Существуют и более обширный перечень дисциплин, по которым можно сдавать экзамен на теудат багрут. Такая система школьного образования в Израиле дает возможность ученикам старших классов получать программы обучения в соответствии со своими наклонностями и интересами.
Составлять такие программы помогают преподаватели и консультанты. Каждое образовательное учреждение имеет право определять свои необязательные дисциплины, по которым нужно сдавать экзамены.
Средние школы бывают:
- Академическими. Программа дает широкое общее образование.
- Профессиональными. Школьники не только изучают общеобразовательные дисциплины, но и получают специальность.
- Комбинированными. Есть академические и профессиональные классы.
На средней ступени школьникам предлагают не только непосредственное обучение, но и дополнительное. Каждый класс выбирает свой ученический совет, члены которого выдвигают представителей в общешкольный комитет. Он занимается организацией мероприятий, издает собственную газету, представляет интересы учащихся перед школьным правлением.
Учебный год и каникулы
Каждый год в Израиле дети идут в школу 1 сентября и заканчивают 20 июня. Только в школах, которые относятся к независимому образованию, эти даты могут отличаться.
Каникулы выпадают на иудейские праздники и День Независимости. Исключение – летний перерыв в учебе. В столице не учатся на День Иерусалима.
Итоги обучения в Израиле подводят в конце триместров, на которые делится учебный год.
Типы школ в Израиле
Школы бывают светскими, государственно-религиозными, ортодоксальными и независимыми.
Светские
Обязательные дисциплины можно разделить на четыре группы:
- традиция, гуманитарные и социальные дисциплины;
- языкознание;
- точные и естественные науки;
- физическая культура.
Иудаизм изучается в национально-культурном контексте. Соблюдение мицвот с учащихся не требуется. Дополнительные предметы школы выбирают из перечня, который утверждает Мисрад а-хинух.
Государственные религиозные
Основной учебный план почти не отличается от планов государственных учебных заведений, но 40 % времени в этих учебных заведениях уделяют религиозным дисциплинам. Дополнительные занятия призваны углублять религиозное обучение.
Ученики должны одеваться и вести себя согласно религиозным нормам, молиться. Мальчики и девочки в таких образовательных учреждениях учатся раздельно.
Ортодоксально-религиозные
В этих школах большое значение придают изучению Торы и соблюдению традиций. Но учебные планы таких образовательных учреждений включают в себя дисциплины из обязательного плана, который предлагает министерство просвещения. Государство поддерживает такое образование в школах Израиля.
Различные религиозные организации предлагают часть дисциплин из основного учебного плана Мисрад а-Хинух, поэтому оно контролирует только их материальное обеспечение.
Школы искусств, науки, технологии
Программа таких школ обширнее предусмотренной Мисрад а-Хинух. Учатся в них обычно за деньги.
Частные школы
Такие образовательные учреждения придерживаются программ министерства, но имеют свои методы обучения и изучают часть дисциплин в большем объеме. Учебу в них оплачивают родители.
Аттестат зрелости
Чтобы его получить, нужно сдать государственные экзамены по семи обязательным дисциплинам и нескольким по выбору. Их сдают письменно. Работа оценивается по стобалльной шкале. В багрут ставится средняя оценка между экзаменационной и годовой.
Школьные расходы
Деньги на образование родителям тратить всё же приходится: оплачиваются некоторые школьные программы и практика.
Школьники могут посещать платные драматические, профессиональные и технические кружки. Обучение искусству и музыке тоже платное. Некоторые из этих трат обязательны, а некоторые нет. Страхование от несчастных случаев, как и стоматологическая страховка, тоже может быть принудительным.
Обучение детей в Израиле продолжается 12 лет. Система среднего образования делится на три ступени: младшую, промежуточную среднюю и старшую среднюю. У детей есть выбор между государственными, государственными религиозными, частными и ортодоксальными учебными заведениями.
Комментарии