Дети в Израиле адаптируются довольно быстро. Поэтому многие российские семьи решаются на переезд. В принятом законе «О возвращении» прямо указывается, что супруги евреев, их дети и внуки имеют полное право стать гражданами страны. Но если со взрослыми всё предельно ясно, то получить гражданство ребенку в Израиле бывает весьма проблематично. Тем не менее у евреев трепетное отношение к семье. Правительство страны постоянно разрабатывает программы для репатриации семей с детьми, которые существенно облегчают переезд и адаптацию в новых условиях.
Легко ли дети адаптируются к жизни в Израиле?
Репатриация в Израиль с детьми обычно не вызывает трудностей у родителей. Как правило, детский мозг обладает поразительной нейропластичностью, поэтому дети очень легко адаптируются в новых условиях. Чем младше ребенок, тем легче ему на подсознательном уровне усвоить иврит, влиться в школьный коллектив и завести друзей. Однако бывают исключения, и адаптация в этом случае может затянуться и вызвать полное или частичное неприятие новой действительности. Проблемы могут возникнуть в следующих случаях:
- изучение языка;
- привыкание к новой системе школьного образования;
- усвоение школьной программы;
- интеграция в школьный коллектив.
При правильном подходе со стороны родителей, родственников, педагогов проблема будет решена, но только всем взрослым следует проявить чуть больше терпения и внимания к личности маленького репатрианта.
Новая школа
Оказавшись в новом коллективе, общительные дети-новички обычно без проблем вливаются в школьную жизнь. Препятствия появляются в том случае, если потребности (личные, познавательные, интеллектуальные и пр.) не удовлетворяются со стороны взрослых.
Ребенок-иностранец оказывается в сложной ситуации. Перед ним сразу же встает ряд сложностей:
- ему необходимо приобщиться к новой ментальной группе;
- сохранить особенности своей индивидуальности – для некоторых детей это имеет первостепенное значение;
- не потерять свое чувство безопасности.
В израильских школах обычно предусмотрены специальные программы, решающие подобные проблемы. Успех адаптации русских детей в Израиле также зависит от умения педагогов наладить личный контакт с новичками, установить доверительные отношения и прочувствовать состояние ученика. Родители непрерывно должны контактировать с педагогами, вникать в специфику учебного процесса и на всех этапах адаптации поддерживать своего ребенка.
Изучение языка
Иврит – второй фактор риска, с которым могут столкнуться дети репатриантов. Изучение языка в школе может показаться скучным, нудным и порой очень сложным. Помимо учебных занятий, важно организовать процесс изучения языка в домашних условиях. Главное условие – учить иврит в игровой форме. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, который к тому же играет важную роль в жизни младших школьников. Через игру дети легко усваивают грамматические правила, лексику. Игровая деятельность побуждает к самостоятельности, активности и снимает все страхи, напряжения и психологические барьеры.
Родителям также важно придумать систему поощрения за языковые достижения в игре. Это могут быть сладости, игрушки, поход в аквапарк или в батутный центр и пр.
Таким образом, для успешного и быстрого освоения языка важно:
- посещать школьные занятия по ивриту;
- заниматься дополнительно дома через совместную игру с родителями;
- общаться со сверстниками.
Но ничего не будет работать, если мама и папа собственным примером не продемонстрируют любовь к языку, обычаям и традициям страны. Поэтому важно вместе с детьми посещать музеи, выставки, театры, смотреть фильмы и мультики на иврите и знакомить своего малыша с удивительным миром еврейской культуры.
Кружки и секции
Посещение кружков, секций – отличный вариант ускорить адаптацию детей. В неформальной обстановке в процессе увлекательной работы творческий потенциал ребенка начинает раскрываться и он с интересом изучает новую для него действительность. Кроме того, стремление достичь высоких результатов в студии, секции, кружке является отличным стимулом, чтобы в совершенстве овладеть ивритом.
Новые друзья
Важную роль в адаптации ребенка играют новые друзья. Ничего нет страшнее для ребенка, чем чувствовать, что его не принимает или отвергает коллектив. Маленькие дети в Израиле, как правило, адаптируются очень быстро. У детей более старшего возраста могут возникнуть проблемы при общении со сверстниками. Тут может сыграть роль слабое знание языка, разница в менталитете и отсутствие общих интересов.
Родителям важно объяснить, что поиск настоящих друзей может занять немного больше времени, чем ожидалось. Причем ребенок должен понимать, что в некоторых ситуациях он сам должен проявлять инициативу, уметь заводить новые знакомства, общаться со всеми одноклассниками без исключения. В таком случае новая жизнь в Израиле не покажется такой уж невыносимой, трудной и скучной.
Помощь в учебе
Процесс обучения детей в Израиле отличается от учебного процесса в России. Каждому школьнику-репатрианту нужно дать время привыкнуть к новой системе образования, одноклассникам и учителям. В этом деле, как и во всём, ведущую роль играют родители.
Можно организовать дополнительные занятия с репетитором по ивриту, истории или самим позаниматься математикой, если ребенок не усваивает материал.
Но главное, что должны сделать родители, – замотивировать своего школьника или воспитанника детского сада. Для этого важно создать модель успешного будущего и постоянно напоминать детям, для чего они посещают школу. Родители должны четко объяснить цели переезда, свою позицию и чего можно добиться в существующих условиях.
Кроме того, они сами должны быть позитивными, уверенными и целеустремленными и безгранично верить в своего ребенка. Трудности адаптации детей в Израиле, связанные с переездом, – это всего лишь временный этап. А дальше ждет яркое будущее и море позитивных моментов.
Комментарии