В этой статье я хочу рассказать о системе спряжений глаголов в иврите.

Мы погружаемся в иврит.

Материал будет доступен и тем, кто только начинает учить алфавит, и тем, кто даже закончил ульпан алеф. Почему? Потому что это – структура, база, основа. Порядок в знаниях. И на индивидуальных уроках я сразу эту базу закладываю. А когда люди занимаются самостоятельно, либо на каких-то других курсах, — не всегда эта структура заложена правильно. Зачастую возникает путаница, неразбериха.

Итак, глаголы иврита и структура всех спряжений распределены на 7 биньянов.

Глаголы иврита или Что такое биньян?

Само слово «биньян» переводится как «здание».

 

Мы так и будем его использовать, т.е. у нас будут глагольные структуры – это здания. Их, как я уже сказала, всего в иврите 7.

Давайте я нарисую эти 7 домиков. У каждого и них есть названия.

  • первый из биньянов называется ПААЛЬ
  • второй –ПИЭЛЬ
  • третий – ИФЪИЛЬ
  • четвертый —  ИТПАЭЛЬ
  • пятый — НИФЪАЛЬ
  • шестой — ПУАЛЬ
  • седьмой — УФЪАЛЬ

Эти здания – это очень хорошая метафора, чтобы понять, что происходит дальше.

Когда мы изучаем глаголы иврита, происходит следующее: мы заходим в каждый домик и там начинаем разбирать каждый закон, как спрягается тот или иной глагол или тот или иной корень.

Метафора с биньянами-домиками — это карта предстоящего пути изучения глаголов в иврите. Так понятнее, где мы находимся и что еще нужно узнать.

Итак, мы представили 7 домиков. Дальше мы представляем, что есть очень-очень много людей. Люди – это корни, и они могут заходить в разные здания. В каждом здании действует свой закон. Как только они попадают в определенное здание, они начинают следовать этому закону. Что это за закон? Это система спряжения. В каждом биньяне она своя.

Глаголы иврита — смысловое значение биньнов

У самих глагольных биньянов есть так же смысловое значение.

3 биньяна активных. Туда могут заходить разные люди — корни, и как только они заходят в активный биньян, они начинают активно действовать.

Биньян пааль. Там обычно находятся действия простые: есть, пить, любить, говорить, смотреть, спать, сидеть, стоять и т.д.

Пиель – в нем действия усиленные, продолженные, более интенсивные. По-русски такие глаголы часто с приставкой: разговаривать, рассказывать, рассматривать. Но могут быть и без приставок, просто действие более интенсивное, чем в паале.

Ифъиль – когда корень попадает в ифъиль, он начинает командовать. Т.е. здесь действия, которые вызывают другое действие. Например, я говорю, а вы слушаете. В иврите есть специальный глагол «давать послушать», т.е. я вас заставляю, фактически, слушать. Я пишу — это простое действие, это биньян пааль, а если я диктую – т.е. заставляю кого-то писать, то это биньян Ифъиль.

Эти 3 биньяна активные.

Итпаэль – это возвратный биньян. Это те глаголы, которые по-русски заканчиваются на -тся: умываться, одеваться, раздеваться, жениться и т.д.

Переходим к пассивным биньянам. Как только корень туда заходит, он начинает лениться. Он сам ничего не делает, он ждет, пока с ним что-то сделают.

Например, если у нас было в биньяне пааль — писать, и корень оттуда перешел в биньян нифъаль – получилось написанный. По-русски, эти 3 биньяна – это даже не совсем глаголы, скорее пассивное причастие. Т.е. было активное действие – я пишу, а тут – что-то написано. Книга написана. Она сама ничего не писала, её кто-то написал.

Биньян пуаль — если у нас был корень в баиньяне пиэль, например, рассказывать, он перешел в пассивный биньян пуаль и получилось — рассказанный. История рассказана, рассказ рассказанный. По-русски это тавтология, но на иврите они очень распространены.

Уфъаль — мы берем действие из ифъиля и ставим его в пассив. Что получаем? В ифъиле у нас было, например, зажигать, переводим в пассив – и получилось зажженный. Т.е. он сам не зажигал себя, его кто-то зажег.

Вот вся система из 7 биньянов и их смысловые значения. Еще один момент, который нам нужно знать в начале пути – это то, что в каждом биньяне есть еще подразделения на спряжения. И эти подразделения связаны с разновидностью корня.